Прямая диверсификация
Прямая диверсификация является ветвью связанной вертикальной диверсификации. Ее называют также прямой интеграцией, поскольку речь идет фактически об укрупнении предприятия. Это действия предприятия, направленные на расширение своих производственных отношений, а именно на приобретении контроля над процессами, связанными со сбытом товара.
Предприятие задумывается над прямой интеграцией в нескольких случаях:
· когда не может найти достойных посредников, ведущих дистрибьюторскую деятельность;
· если реализатор обслуживает клиентов некачественно, упуская возможности продаж;
· когда предприятие желает лучше узнать своих потенциальных клиентов;
· желает полностью контролировать всю ветвь производства, начиная от закупки сырья и заканчивая продажами готового товара.
Для осуществления своих новых функций предприятие приобретает собственные транспортные средства, открывает торговые точки, развивает службы сервиса. По сути, предприятие начинает работать в логистической сфере.
Такое поведение типично для компаний, занимающих на рынке сильную позицию, уверенных в привлекательности своего товара. Достижение результатов при прямой диверсификации происходит за счет, как внутренних ресурсов, так и внешних факторов.
В качестве примера, для понимания процесса диверсификации, можно привести такую ситуацию: производитель кондитерских изделий открывает собственный магазин.
Ярким образцом прямой диверсификации в России являются нефтяные компании. В них цикл добычи переходит в цикл переработки, затем в доставку непосредственно потребителям бензина, солярки, продуктов для химической промышленности. Последнее время идет процесс обратной и прямой диверсификации в лесной промышленности.