Финансовые активы. Понятие и виды.

16.07.2018 16:48

Финансовые активы предприятия имеют большое значение для распознавания его значимости. Их оценка помогает понять уровень платежеспособности организации на любом этапе. Они гарантируют его ликвидность, создают условия для доступного кредитования организации ввиду вероятности оставить её в залог в качестве гарантии.

Основные характеристики

Активами считаются любые ресурсы, приобретённые предприятием за период осуществления своей деятельности. Иными словами это особая форма собственности, направленная на прибыльность. Пример:
определённая доля общих активов компании, выраженная в денежном эквиваленте или акциях.

Если рассматривать их в модели управления предприятием, можно сказать, что ФА - это общий объём финансовых ресурсов, находящихся в собственности юридического лица. Понятие обозначено в МСФО № 32 «Финансовые инструменты: представление».
 

Основные виды
 - займы с прибылью в виде дивидендов и разницы в курсах;
 - монетарное золото и особые права заимствования международного валютного фонда;

 - вклады и валюта;

 - акции, а также другие разновидности акционерных капиталовложений;

 - страховые технические запасы;

 - дебиторская задолженность (сюда не входят выданные авансы, оплата работникам). Другими словами это предстоящие финансовые выгоды.
 - некоторые зарубежные вложения денежных и иных средств;

 - другие ценные бумаги.

Подавляющее большинство финансовых активов любого предприятия состоит из дебиторской задолженности и финансовых ресурсов. Не следует путать: другие материальные и нематериальные ресурсы не попадают под это определение.

Видовые характеристики

Оценка производится по большому перечню категорий. Итак, ФА классифицируют следующим образом:
1. По целям покупки и эксплуатации:
 - спекулятивные, они нацелены на получение доходов от капиталовложений за небольшой период за счёт колебания ставок по процентам;    
 - транзакционные, они предназначены для сопровождения сделок. Сюда входят финансы, чеки, не долгосрочные депозиты;
- инвестиционные, они используются для получения доходов в долгосрочном направлении. Включают: проценты, дивиденды, подъём объективной ценности.
2. По периоду оборотности:
 - краткосрочные – вложены в оборот на срок до 12 месяцев. Примеры: денежные ресурсы и их заменители, дебиторская задолженность продавца или клиента;
 - долгосрочные – вложены в оборот на срок более 12 месяцев. Например, не имеющие срока финансовые инструменты с нефиксированным периодом погашения, то есть акции.
3. По степени прибыльности:
 - не дающие прибыли. Например, дебиторская задолженность;
 - с нефиксированной прибыльностью. Примером служат долевые и производные механизмы;
 - гарантирующие прибыль: долговые инструменты.
4. По методу учёта:
 - объективно оцениваемые. При такой оценке берётся в расчёт стоимость, которую предприятие может выручить, реализуя активы. В такой сделке участвуют лица, причастные к торгам;
 - приблизительно оцениваемые. Это учёт будущих финансовых доходов во время всего периода действия финансовых активов. Иначе говоря, это доход, который предприятие получит, если продержит актив до погашения.
5. По степени ликвидности:
 - низколиквидные — это долговременные вложения;
 - ликвидные — это кратковременные вложения, например, краткосрочные дебиторские обязательства, векселя, по которым предстоит получить денежные средства;
 - активы с высокой ликвидностью — это денежные ресурсы и заменяющие их аналоги.

Активы, обладающие высокой степенью ликвидностью, имеют влияние на состоятельность организации в данный момент.


Краткое заключение

Для того чтобы активы были признаны, нужно привести необходимые доказательства. Если таковые имеются, предприятие будет являться одной из сторон договора.

В практике Российской Федерации финансовые активы реализуются в виде финансовых вложений. Финансовые вложения – это ресурсы, которые находятся в собственности компании. Служат для преумножения доходов методом получения прибыли в виде дивидендов и процентов.

Активы не являются денежными ресурсами. Они не предназначены для использования при изготовлении продукции. Они являются правом на получение прибыли согласно договору. 

Назад