Диверсификация - основа успеха

Виды диверсификации

 

Важной инвестиционной концепцией является диверсификация. В данной статье для лучшего понимания, мы рассмотрим, что представляет собой диверсификация инвестиций и какие основные виды существуют.

Понятие диверсификации

Экономический термин «диверсификация» (в переводе с лат. diversification – разнообразие, изменение) представляет собой распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, для снижения рисков и получения большей экономической выгоды, путем переориентации рынков сбыта, расширения ассортимента выпускаемой продукции, освоения новых видов производства.

В узком понимании слова «диверсификация» означает проникновение предприятий в отрасли, которые не имеют прямой производственной связи, функциональной зависимости от их основной деятельности.

Типы и виды диверсификации

По типам диверсификацию различают: товарную, отраслевую, многоотраслевую, географическую, глобальную и др.

По видам диверсификация бывает:

·         связанная;

·         несвязанная (конгломератная).

Связанная диверсификация (может быть горизонтальной или  вертикальной ) предполагает развитие рынков или продуктов, связанных с основным профилем деятельности организации. Существуют три формы связанной диверсификации:

-  диверсификация в продвижение, направленная на развитие деятельности связанной с выходными потоками (обслуживание, доставка);

-  диверсификация в поставки, связанная с развитием деятельности для обеспечения входных потоков (производство оборудования, др.);

-  горизонтальная диверсификация (продукты-заменители, продукты, дополняющие уже производимый ряд).

Несвязанная (конгломератная) включает развитие рынков или продукции, которые не связаны с основной деятельностью компании. Основные преимущества: возможность использовать незагруженные мощности и другие ресурсы, распределение рисков.

В зависимости от широты охвата территории диверсификация бывает:

-  узкая, осуществляемая в пределах национальной социально-экономической системы;

-  широкая, сопровождаемая проникновением в международные производственные системы.

Также различают косвенную и прямую диверсификацию. Прямая развивается при наличии дополнительных условий к расширению производства, а косвенная – при финансовых и управленческих ограничениях.

По стратегиям внедрения в технологически близкий бизнес или кардинально новый различают: родственную или неродственную.

Диверсификация инвестиций

Диверсификация инвестиций представляет собой вид инвестиционной стратегии, которая связана с изменением или расширением инвестиционной деятельности.

Портфель ценных бумаг, построенный по принципу диверсификации, предполагает комбинацию большого количества ценных бумаг с разной динамикой движения курсовой стоимости. Данная диверсификация может носить региональный или отраслевой характер и проводиться по разным эмитентам.

Различают основные виды диверсификации инвестиций:

1.      Инструментальная. Самый распространенный вид страхования рисков и защиты вложений, подразумевающий вложения не только в одном активе, а в нескольких разных инструментах. Преимущества: защита от частичного или полного падения нескольких или одного актива в цене.

2.      Валютная. Этот вид подразумевает создание активов в различных валютах. Преимущества: меньшая зависимость от колебаний и рисков катастрофического падения той или иной валюты.

3.      Институциональная.  (распределение средств между разными организациями).

4.      Видовая. Подразумевает наличие вложений в другие сферы деятельности, не связанные с основной, со сходной доходностью. Чем больше вложений в разных областях, тем меньше вероятность потери средств при форс-мажорных обстоятельствах.

5.      Транзитная. Подразумевает способы вывода средств.

В современном понятии диверсификация – разнообразие, от слова Diversus – разный. Диверсификация – расширения номенклатуры, ассортимента производства товаров на предприятии или его отдельных участках с использованием накопленного капитала и активов. Словами экономической литературы «диверсификация – проникновение капитала компании в отрасли, не связанные с основной ее деятельностью».

Развитие объема производства с помощью нового товара на других рынках преследует цель более стабильного позиционирования компании в экономике.

Диверсификация – ознакомление компании с новым видом производства, где ведется эффективный менеджмент, как новое управление компанией.

Основные функции диверсификации:

  • увеличить темпы роста компании;
  • сделать компанию стабильным представителем на рынке.

Диверсификации выделяют таких видов:

  • производства;
  • рисков;
  • инвестиций;
  • экономики;
  • бизнеса;
  • рынка;
  • менеджмента;
  • вложений;
  • продукции;
  • услуг;
  • экспорта;
  • поставщиков;
  • горизонтальная;
  • центрированная.

Диверсификация предоставляет возможность минимизировать риск вложений, а иногда и увеличить прибыль.