Многоотраслевая диверсификация

 Многоотраслевая дивесрификацияВ условиях рыночной экономики ни одно предприятие не застраховано от того, что его продукция может лишиться рынков сбыта, с последующим для него банкротством. Дальновидные руководители и менеджеры стремятся минимизировать подобные риски путём диверсификации производства.

Одним из первых призывов к диверсификации рисков была народная мудрость, гласившая, что никогда не следует в одной корзинке хранить все яйца.

Чем более прибыльной является отрасль, в которой работает предприятие, тем больше будет создаваться новых аналогичных производственных мощностей, что впоследствии неизбежно приведёт к снижению нормы прибыли.

Учитывая, что новые предприятия будут использовать более прогрессивное оборудование и передовые технологии, шансов у первопроходцев удержаться на плаву немного. Расширение модельного ряда выпускаемой продукции, как правило, проблему не решает, ведь используются аналогичные материалы и оборудование.

Наиболее перспективной является многоотраслевая диверсификация, заключающаяся в освоении, принципиально отличающихся от традиционного профиля предприятия, новых производств или услуг.

Основными предпосылками для многоотраслевого распределения рисков производства являются, как отсутствие перспектив роста в традиционной и смежных отраслях, так и появление отраслей со значительно более высокой эффективностью капиталовложений.

Многоотраслевая диверсификация производства позволяет легче переносить скачки цен на сырьё, а также сглаживает колебания спроса на производимую продукцию. Как правило, для диверсификации выбирают наукоёмкие производства или производства, использующие революционные технологические прорывы. Главное при этом сохранить кадры и максимально использовать отработанную систему управления.

Чтобы выбрать по какому стратегическому пути пойдет диверсификации, необходимо знать, что существует связанная и несвязанная модели диверсификации.
Связанная диверсификация, или как ещё её называют вертикальная,  основана на развитии бизнеса в той сфере, в которой уже получаете прибыль и закрепились как опытный игрок.

Примером может служить известная китайская корпорация Xiaomi, принадлежащая миллиардеру Лэю Цзюню, которого ещё называют китайским «Джобсом». Основной формой деятельности компании было создание программного обеспечения для мобильных устройств, но с недавнего времени они стали заниматься и производством смартфонов. А то, что на пост вице-президента Xiaomi был приглашен бывший топ-менеджер Google Хьюго Бара (Hugo Barra), говорит об их далеко идущих планах.
Обратимся к другой модели диверсификации. Несвязанная или латеральная диверсификация, как можно уже догадаться, заключается в развитии бизнеса совершенно в другой сфере, нежели ваше нынешнее дело.

Яркий пример тому компания Mitsubishi Group. Как вы знаете, это многоотраслевая компания, производящая автомобили, бытовую технику. Известная фирма Verbatim, также является подразделением Mitsubishi Chemical Corporation. Её логотип можно встретить на различных носителях информации, оптических и жёстких дисков, флеш-накопителей и т.д.