Диверсификация - основа успеха
Важной инвестиционной концепцией является диверсификация. В данной статье для лучшего понимания, мы рассмотрим, что представляет собой диверсификация инвестиций и какие основные виды существуют.
Понятие диверсификации
Экономический термин «диверсификация» (в переводе с лат. diversification – разнообразие, изменение) представляет собой распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, для снижения рисков и получения большей экономической выгоды, путем переориентации рынков сбыта, расширения ассортимента выпускаемой продукции, освоения новых видов производства.
В узком понимании слова «диверсификация» означает проникновение предприятий в отрасли, которые не имеют прямой производственной связи, функциональной зависимости от их основной деятельности.
Типы и виды диверсификации
По типам диверсификацию различают: товарную, отраслевую, многоотраслевую, географическую, глобальную и др.
По видам диверсификация бывает:
· связанная;
· несвязанная (конгломератная).
Связанная диверсификация (может быть горизонтальной или ) предполагает развитие рынков или продуктов, связанных с основным профилем деятельности организации. Существуют три формы вертикальнойсвязанной диверсификации:
- диверсификация в продвижение, направленная на развитие деятельности связанной с выходными потоками (обслуживание, доставка);
- диверсификация в поставки, связанная с развитием деятельности для обеспечения входных потоков (производство оборудования, др.);
- горизонтальная диверсификация (продукты-заменители, продукты, дополняющие уже производимый ряд).
Несвязанная (конгломератная) включает развитие рынков или продукции, которые не связаны с основной деятельностью компании. Основные преимущества: возможность использовать незагруженные мощности и другие ресурсы, распределение рисков.
В зависимости от широты охвата территории диверсификация бывает:
- узкая, осуществляемая в пределах национальной социально-экономической системы;
- широкая, сопровождаемая проникновением в международные производственные системы.
Также различают косвенную и прямую диверсификацию. Прямая развивается при наличии дополнительных условий к расширению производства, а косвенная – при финансовых и управленческих ограничениях.
По стратегиям внедрения в технологически близкий бизнес или кардинально новый различают: родственную или неродственную.
Диверсификация инвестиций
Диверсификация инвестиций представляет собой вид инвестиционной стратегии, которая связана с изменением или расширением инвестиционной деятельности.
Портфель ценных бумаг, построенный по принципу диверсификации, предполагает комбинацию большого количества ценных бумаг с разной динамикой движения курсовой стоимости. Данная диверсификация может носить региональный или отраслевой характер и проводиться по разным эмитентам.
Различают основные виды диверсификации инвестиций:
1. Инструментальная. Самый распространенный вид страхования рисков и защиты вложений, подразумевающий вложения не только в одном активе, а в нескольких разных инструментах. Преимущества: защита от частичного или полного падения нескольких или одного актива в цене.
2. Валютная. Этот вид подразумевает создание активов в различных валютах. Преимущества: меньшая зависимость от колебаний и рисков катастрофического падения той или иной валюты.
3. Институциональная. (распределение средств между разными организациями).
4. Видовая. Подразумевает наличие вложений в другие сферы деятельности, не связанные с основной, со сходной доходностью. Чем больше вложений в разных областях, тем меньше вероятность потери средств при форс-мажорных обстоятельствах.
5. Транзитная. Подразумевает способы вывода средств.
В современном понятии диверсификация – разнообразие, от слова Diversus – разный. Диверсификация – расширения номенклатуры, ассортимента производства товаров на предприятии или его отдельных участках с использованием накопленного капитала и активов. Словами экономической литературы «диверсификация – проникновение капитала компании в отрасли, не связанные с основной ее деятельностью».
Развитие объема производства с помощью нового товара на других рынках преследует цель более стабильного позиционирования компании в экономике.
Диверсификация – ознакомление компании с новым видом производства, где ведется эффективный менеджмент, как новое управление компанией.
Основные функции диверсификации:
- увеличить темпы роста компании;
- сделать компанию стабильным представителем на рынке.
Диверсификации выделяют таких видов:
- производства;
- рисков;
- инвестиций;
- экономики;
- бизнеса;
- рынка;
- менеджмента;
- вложений;
- продукции;
- услуг;
- экспорта;
- поставщиков;
- горизонтальная;
- центрированная.
Диверсификация предоставляет возможность минимизировать риск вложений, а иногда и увеличить прибыль.